По каким проверочным листам проводится проверка Роспотребнадзора?
С 1 марта 2022 года Роспотребнадзор применяет новые списки контрольных вопросов (проверочные листы) на плановых выездных проверках и рейдовых осмотрах при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за эксплуатацией:
– отдельных видов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры (Приказ Роспотребнадзора от 24.12.2021 N 807).
– помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение отдельных видов работ или оказание отдельных видов услуг (Приказ Роспотребнадзора от 24.12.2021 N 808).
– помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение отдельных работ или оказание отдельных услуг, и хозяйствующих субъектов, которые в процессе своей деятельности обеспечивают безопасные условия труда (Приказ Роспотребнадзора от 20.01.2022 N 18).
Предусмотрены проверочные листы для проверок:
- организаций непродовольственной торговли;
- гостиничного бизнеса;
- служб ЖКХ и организаций водоснабжения;
- медицинских и аптечных организаций;
- дошкольных и образовательных организаций.
В проверочных листах перечислены контрольные вопросы, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований в рассматриваемой сфере.
Проверочные листы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844 подлежат обязательному применению при проведении контрольных мероприятий:
- при рейдовом осмотре;
- при выездной проверке.
В таких случаях проверка будет ограничена вопросами из проверочных листов, если иное не предусмотрено решением надзорного органа об утверждении формы проверочного листа.
Роспотребнадзор в вышеуказанных Приказах сделал специальные отметки, что контролеры могут не ограничиваться вопросами из проверочных листов.
Какие предприятия не попадают под проверки Роспотребнадзора в 2022 году и почему?
С 10 марта 2022 года Правительство ввело мораторий на проведение любых плановых проверок юрлиц и ИП до конца года.
Если проверка началась до объявления моратория, контрольные органы должны завершить ее в течение пяти рабочих дней со дня начала действия запрета. Для этого составляют акт о проведении проверки и вносят сведения в Единый реестр проверок. Если у компании есть предписание, которое выдали до объявления моратория, срок его исполнения продлевают на 90 календарных дней. Такой порядок закрепили в постановлении Правительства от 10.03.2022 № 336.
При этом установили случаи, когда проверки продолжат проводить. Это плановые проверки сохранили в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, пожарного контроля и надзора в области промышленной безопасности в отношении небольшого перечня объектов. В частности, в отношении: объектов дошкольного, начального и общего образования; объектов по организации отдыха, оздоровления и общественного питания детей, детских лагерей на время каникул; родильных домов и перинатальных центров; объектов социальных услуг с обеспечением проживания; объектов по водоподготовке и водоснабжению; опасных производственных объектов II класса опасности; объектов по содержанию, разведению и убою свиней.
Сократили также перечень оснований для проведения внеплановых проверок в 2022 году. Внеплановую проверку могут провести только по согласованию с органами прокуратуры в исключительных случаях: в случае угрозы жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан; угрозы обороне страны и безопасности государства; угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; лицензионного контроля деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора, если поступила жалоба от граждан и др.
Как выносятся штрафы предприятиям в 2022 году?
Опубликован Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Он коснулся порядка привлечения к административной ответственности, в том числе для субъектов малого предпринимательства. Рассказываем, на что могут и не могут рассчитывать управляющие организации по новым правилам.
1. За первое административное нарушение назначается предупреждение – если нет ущерба здоровью граждан, имуществу, окружающей среде.
Раньше, если назначение предупреждения не было предусмотрено статьей о конкретном правонарушении, то штраф мог быть заменен на предупреждение некоммерческой организации, а также субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (ч. 3 ст. 3.4).
Теперь наказание не просто «может быть заменено», а прямо «подлежит замене».
Два важных момента:
- нарушение не должно причинять ущерб здоровью граждан, имуществу, окружающей среде,
- надо состоять в реестре СМП (обычно попадание туда автоматическое – при соблюдении условий).
2. Уменьшен штраф для тех юридических лиц, которые относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям или субъектам малого и среднего предпринимательства. На них штраф – как на ИП.
В КоАП РФ появилась статья 4.12 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям».
3. Введено ограничение на одновременное привлечение юридического и должностного лица к ответственности за одно и то же.
В КоАП РФ есть общее правило – «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо» (ч. 3 ст.2.1).
Теперь к этому правилу добавились исключения, в том числе такое:
«юридическое лицо не подлежит ответственности за правонарушение, за которое должностное лицо или другой работник организации привлечены к административной ответственности, если таким юрлицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность».
4. Запрещено суммировать штрафы при назначении наказания в рамках одной проверки организации.
В КоАП РФ есть общее правило: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4).
Теперь это правило дополнено исключениями, в частности:
«если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения» (ч. 5 ст. 4.4).
По всем вопросам разработки внутренней документации, разрешительной документации на пищевую продукции, подготовки Поставщика к внешнему аудиту со стороны Торговой сети обращайтесь: т. 89277558455 akconsalt@list.ru Подробнее обо мне.
Делитесь вашим мнением и общайтесь с коллегами в комментариях. Следить за выходом новых статей и общаться с коллегами можно в нашем ЧАТЕ. Напоминаем, что вы можете предложить тему для публикации в разделе “Хочу статью” и обменяться опытом в разделе “Вопрос специалисту“. Если вы хотите поделиться вашим опытом, у вас есть полезный материал для публикации – напишите нам 3q@3quality.ru
Любите социальные сети? Присоединяйтесь к команде единомышленников. Мы в Vk