Table of Contents
До конца 2030 года действует мораторий на проведение проверок бизнеса. Плановые проверки будут проводиться только на объектах, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Соответствующие нормы предусмотрены постановлением правительства от 10.03.2023 № 372. Но так ли безоблачны надзорные каникулы или есть за что переживать?
Во-первых, нужно понимать, что мораторий распространяется только на плановые проверки. Поправки также продлили возможность проведения профилактических визитов вместо плановых проверок в отношении образовательных учреждений.
Любая плановая проверка проходит по заранее согласованному графику. Его составляют на год. Узнать, попадает ли ваш бизнес под проверку в этом году, можно по ссылке. Для этого надо ввести ИНН или название организации (ИП) в поле поиска. Если организация есть в плане, будет указано: дата начала, срок проведения проверки и ее форма.
Во-вторых, плановые проверки не единственное о чем следует помнить есть ещё и внеплановые. И вот там-то предприниматели могут проколоться. С внеплановой проверкой Роспотребнадзор может прийти, только если на это были причины:
– поступила жалоба от покупателя.
– прокуратура проверяет компанию или ИП и привлекла к проверке Роспотребнадзор.
О внеплановой проверке должны сообщить не менее чем за сутки. Если в результате деятельности был причинен вред здоровью, окружающей среде Роспотребнадзор может прийти без предупреждения. Естественно, на сайте внеплановые проверки не будут отражаться. Так что не нужно судорожно мониторить страничку – лучше смотрите за своим предприятием.
Плановые проверки – какие документы проверяет Роспотребнадзор?
Роспотребнадзор проверяет всё и всех, что связано с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, прав потребителей и качеством товаров или оказания услуг. Проверки проходят по-разному: к одним компаниям или ИП инспектор приезжает лично и проводит проверку на месте — это «выездная проверка». В других случаях инспектор проверит только документы — это документарная проверка.
Любая из этих проверок может проходить как планово, по графику, так и внепланово по жалобе. Вот минимальный список документов, которые Роспотребнадзор спросит при проверке:
- уставные документы: свидетельство ИП (юр.лица);
- договор аренды и (или) свидетельство о собственности помещения;
- естественно, ХАССП (составляю, внедряю, обучаю, естественно, я)
- естественно, ППК и к ней протокол лабораторных испытаний за прошлый период;
- ассортимент продукции (меню);
- накладные и декларации на продукты от поставщика;
- ТК/ТТК -технико-технологические карты, по которым производится продукция;
- копии заполненных журналов/инструкций;
- договор на вывоз мусора и фритюрных жиров;
- договор на стирку спецодежды;
- договор на проведение дезинсекции и дератизации (от таракашек и крысок);
- личные мед. книжки и прививочные сертификаты сотрудников;
На самом деле, ещё десяток документов. Подробный перечень документов разбираю в ходе проведения аудита конкретного предприятия. Если все в порядке – плановые проверки не страшны.
Система ХАССП поможет просчитать все риски и избежать их – я создам и внедрю её для вашего предприятия. Также я проведу предварительную проверку и помогу ликвидировать обнаруженные нарушения. Шах и мат, проверки.
Порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем заведении:
- Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам сопровождение в ходе проверки.
- Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
- Воспользуйтесь журналом проверок и внесите в него данные о проводимой проверке. Обязательно предоставьте его проводящему для подписи.
- По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.
Журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации.
Проверяющий не имеет права:
- проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
- проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну.
На пороге плановые проверки? Какие документы важны при подготовке?
В чем сила общепита, брат? В знании и соблюдении требований и рекомендаций этих документов. Чтобы вести бизнес безопасно, быть готовым к проверкам Роспотребнадзора и спать спокойно по ночам, необходимо прочитать и блюсти 8 базовых нормативов.
Все документы можно скачать в моем телеграм-боте. Если есть вопросы и желание консультаций – пишите в комментариях и в директ.
1️⃣ Закон РФ “О защите прав потребителей” от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022)
Отношения продавца и потребителя строятся по этому нормативному документу, в котором подробно расписаны обязанности и ответственность каждой из сторон. Он не просто должен быть прочитан, но ещё и размещение на стенде, вместе с другой необходимой информацией.
По статье 14.8. КоАП, при нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре – накладывается штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
2️⃣ Постановление Правительства РФ №1515 “Правила услуг общественного питания” от 21.09.2020
За нарушение обязательных требований – штраф до 20 тысяч рублей. В особенных случаях предусматривается даже уголовная ответственность.
3️⃣ ТР ТС 021/2011 (с изменениями на 14 июля 2021 года) “О безопасности пищевой продукции”
Этот документ действует не только в России, но в Казахстане, Беларуси, Армении, Киргизии и применяется для любых пищевых производств. Он устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности, правила идентификации объектов, формы и процедуры оценки. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая продукция, процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
При несоблюдении ТР ТС накладывается административный штраф от 100 тысяч до миллиона рублей.
4️⃣ ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”
Документ разработан с целью установления на территории Таможенного союза единых требований к маркировке пищевой продукции. Сюда относится маркировка не только пищевой продукции на производстве, но и той, что идет на доставку!
По КоАП РФ Статья 14.43, за нарушение правил – наложение штрафа от 100 тысяч до миллиона рублей.
5️⃣ СанПиН 2.3/2.4.3590-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения”
Это обязательные требования для всех объектов, на территории которых осуществляется работа с продуктами (общепит + детские сады, больницы и пр.)
За нарушение указанных требований к организации питания населения статьей 6.6 КоАП накладывается штраф от 30 до 50 тысяч рублей. В качестве наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
6️⃣ СанПиН 2.3.2.1324-03 “Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов”
В документе устанавливаются гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов, в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортирования и оборота, а также при их разработке и постановке на производство.
За нарушение указанных требований к организации питания населения статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 50 тысяч рублей. В качестве наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
7️⃣ МР 2.3.0279-22 от 21.03.2022 “Рекомендации по осуществлению производственного контроля за соответствием изготовленной продукции стандартам, техническим регламентам и техническим условиям”
Это программа контроля, которая содержит рекомендуемые типовые программы организации производственного контроля за безопасностью пищевой продукции в предприятиях торговли, в предприятиях общественного питания, пищевой промышленности с указанием объектов, параметров контроля, периодичности контроля, ответственных лиц, нормативных документов, требования для всех объектов, на территории которых осуществляется работа с продуктами (общепит + детские сады, больницы и пр.)
8️⃣ ГОСТ Р 51705.1-2001 “Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП”
Именно этот документ лежит в основе составления ХАССП. Предприниматели, которые занимаются производством, организуют логистику, хранение и торговлю продовольственных товаров, предоставляют услуги общественного питания, обязаны разрабатывать и внедрять программу контроля в рамках данной концепции.
Стандарт описывает принципы организации и контроля за исполнением процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации любой пищевой продукции.
ГОСТ выставляет требования к организации работ, к документации на любую производимую пищевую продукцию; к перечислению характеристик критических точек, к системам контроля и документации.
В случае отсутствия системы ХАССП, сотрудник РПН сразу составляет протокол об административном нарушении и выписывает штраф за нарушения от 25 до 100 тысяч руб. На их устранение дается 30 дней.
С Вами был Артем Копцев, санитарный врач, эксперт по пищевой безопасности. Приглашаю вас в мой телеграмм канал, где я делюсь своими мыслями про общепит и санитарию. Так же у меня есть телеграмм бот где можно скачать различные журналы для кафе и ресторанов.