В публикации вы найдете ответ на вопрос “что такое стстема 5S”, а таеже чек-лист 5S (на английском).
5S – это система оптимизации из пяти компонентов, которая предназначена для организации и поддержания эффективности рабочих мест, систем и процессов.
Расшифровка 5S:
✅Sorting — Сортируй. Сортировка нужных и лишних вещей. Нужные – оставляй, ненужное – выброси!
✅Set in Order — Соблюдай порядок. У каждого предмета свое место: где взял, туда и положи.
✅Sweeping – Содержи в чистоте.
✅Standardizing – Стандартизируй. После многих попыток выбери самое удобное расположение вещей, и пусть так будет всегда и на каждом аналогичном участке.
✅Sustaining the discipline – Совершенствуй.
Чек-лист 5S содержит вопросники для контроля офиса и производства.
Введите свои результаты в электронную таблицу, чтобы создать диаграммы. Наслаждайтесь результатом и улучшайте!
Вот примеры того, что можно и нужно улучшать:
Начало смены мясника начинается с поиска ножа, иногда до получаса. Потому что ножи убирает в свой личный ящик коллега из предыдущей смены.
Или второй пример: во время проверки вам нужно показать протокол испытаний и вы тратите на его поиски 2 часа, потому что все протоколы вперемешку лежат в большой коробке.
Классный пример, который часто можно увидеть у коллеги за соседним столом – рабочий стол на компьютере весь в ярлыках.
Основные принципы при внедрении улучшений:
✅Ориентируйтесь на улучшение потока, который зависит от определенного ритма или процесса работы;
✅Чем меньше, тем лучше. Чем меньше предметов мебели, оборудования и прочего в помещении, тем проще поддерживать в нем порядок;
✅Поиск и использование предмета не должны вызывали затруднений;
✅Вопрос «куда вернуть предмет после использования?» не должен возникать. Полки и ящики не должны быть пустыми, расположите вещи в один ряд, избегайте хранения в штабелях, вертикальных рядах, не располагайте тяжелые предметы прямо на полу. Применяйте маркировку, обведите контуры для расположения предметов,используйте принцип зонирования.
- Сделайте привычкой содержание рабочего места в чистоте.
- Разработайте стандарты контроля и поддержания в порядке рабочего пространства. Для контроля используйте чек-лист 5 S, назначьте ответственного и периодичность аудита. Хорошо работает перекрестный аудит смежными подразделениями.
- Совершенствуйте!