Анализ рисков (опасностей) в общественном питании

Вопрос специалистуАнализ рисков (опасностей) в общественном питании
0 +1 -1
Юлия спросил 4 года назад

Здравствуйте. Собираемся внедрять СМБПП в сети предприятий общественного питания – профиль “Фаст-фуд” и кафе национальной кухни.
При составлении таблицы Анализа рисков (Б,Х,Ф) нужно учесть все кулинарные изделия. Вопрос – можно ли объединить их по групповым категориям (супы, гарниры, шашлыки, выпечка, вторые блюда) и провести анализ не для каждого блюда из меню, а именно для группы.
Для изготовления картофеля фри и самсы придется проводить анализ стадий процесса отдельно, скорее всего.
Если расписывать анализ для каждого блюда “персонально” это займет уйму времени.

И ещё вопрос – разъясните мне пожалуйста разницу между понятием “меню” и “ассортиментный перечень”. Мне кажется это разные вещи, но сути пока не уловила ))))
Меню утверждается, а этот ассортиментный перечень тоже? Для чего он нужен- для периодического разнообразия меню?????

Спасибо большое

Мария ФлоринскаяМария Флоринская Админ. ответил 4 года назад

Добрый вечер, Юлия!
Ассортиментный перечень – это не разновидность меню. Это перечень групп блюд, напитков, кулинарных изделий и сопутствующих товаров в количестве и по таблице классификации предприятий общественного питания. Смотрите ГОСТ 30389-2013.
Например, для закусочной это может быть так
Холодные закуски 5-6
Вторые горячие блюда 3
Горячие напитки 2-3
Холодные напитки 4
Мучные 5-6
Шашлыки 6

Но я не сталкивалась в своей практике, чтобы его запрашивали при проверках РПН, у своих коллег тоже.
Точно требуется утвержденное меню и прейскурант – это да.

9 ответ
1 +1 -1
Лучший ответ
Марина ЯкушеваМарина Якушева Админ. ответил 4 года назад

Цитирую комментарии РПН по этому вопросу:
В своем выступлении на Пищевом форуме Надежда Руслановна Раева прокомментировала п. 2 4 нового СанПиН для общепита относительно сопровождения продукции общественного питания декларациями и свидетельствами о гос регистрации:
“Если предприятие общественного питания производит продукцию и реализует ее или у себя на месте, или самостоятельно доставляет (само производит, само реализует), то передача декларации не требуется.
А вот если предприятие произвело продукцию и передало для реализации какому-то, то требуется передача декларации как товаросопроводительного документа”.

Что касается оформления деклараций, их сейчас оформляет чере интернет.  Нужна электронная цифровая подпись и протокол на все показатели. Дальше заходим на сайт россаккредитации и регистрируем декларацию (там все автоматически выбирается). Понятно, что декларацию на каждую партию никто не делает, она на серийный выпуск формируется

0 +1 -1
Марина ЯкушеваМарина Якушева Админ. ответил 4 года назад

Юлия, здравствуйте!
При оценке рисков нужно иметь в виду:
1. процесс приготовления разных блюд одной группы отличается, соответственно, риски могут быть разными. Оборудование тоже может применяться разное при приготовлении. Например, для одной выпечки нужна расстойка, для другой- нет.
2. ингредиенты отличаются, опять же, разные риски. Например, один суп содержит аллерген, а другой нет.
На примере супов:
1. Вам нужно составить схемы процессов. Если для каких-то супов схема абсолютно идентична, рисуйте одну схему.
2. Вы можете использовать одну эксель форму при оценке рисков для всех супов. Но при анализе нужно думать не о каком-то  “среднем супе”, а о каждом конкретном. И смотреть в те схемы, которые вы предварительно нарисовали. Рассмотреть в этом файле нужно все риски. Какие-то из них будут общими для всех супов, а какие-то будут индивидуальны для конкретного супа и это нужно отразить в анализе. Может даже получиться так, что количество ККТ для разных супов будет отличаться.

Таким образом, фактически, придется анализировать каждое блюдо, исходя из процесса и ингредиентов. Иначе есть шанс “упустить” риск.

1 +1 -1
Алексей ФедоровАлексей Федоров Админ. ответил 4 года назад

Делать анализ опасностей (и рисовать блок-схемы) для каждого пункта вашего “меню” или “ассортиментного перечня” – это подход академический, и более подходящий классической пищевой промышленности. Но, как правило, в общепите он занимает несколько месяцев или просто неосуществим без сторонней помощи. А потом у вас появится новое меню…..
Цель анализа рисков – назначить уровни к имеющимся мерам управления, скорректировать их интенсивность и возможно назначить еще какие-то. И не столь важно, как конкретно это сделать: долго академически, или быстро альтернативно, в результате вы получите примерно один список критических точек (CCP) и операционных предварительных программ (OPRP) для вашего плана управления опасностями.
В западной практике (есть слухи, что описано где-то в Codex Alimentarius) есть иной подход, вместо озвученного здесь принципа деления продуктов на супы, салаты, вторые, гарниры (когда добавляется еще полно опций типа сырьевого состава салата, термической обработки его ингредиентов, или без таковой).
Итак, простой способ получить адекватный список CCP и OPRP, это выделить не группы продуктов, а принципиальные технологии их приготовления:

  1. Simple process – без термической обработки. Все ингредиенты или можно есть сырыми (например, яблоко), или они уже пришли готовыми (например, колбаса).
  2. Normal process – в процессе есть жесткая тепловая обработка, продукт подается горячим.
  3. Complex process – в процессе есть жесткая термообработка, но потом охлаждение. Подача или холодная, или идет повторный прогрев и горячая подача.

Число блок-схем = 3 шт. Число анализов рисков = 3 шт. Появится буквально несколько ключевых точек (CCP/OPRP), и многие из них будут общими для всех трех анализов, что можно объединить в один план управления опасностями. Попробуйте.
И не столь важно, жульен – это закуска? Или горячее? Или горячая закуска? Это не имеет в данном случае значения, значит гибко и универсально.

Надо проконтролировать приход сырья, хранить его при подходящей температуре и в пределах срока, обеспечить достаточную тепловую обработку, и подать достаточно горячим и в пределах времени – вот вам и “контрольные точки”.
Подход рабочий в любом концепте HoReCa, и фабриках-кухнях. Без деталей, но у мировых лидеров фаст-фуда примерно так.
В любом случае, что никто не отменял и не перекрыл “эксельным анализом”, это надлежащие гигиенические условия на производстве, его оснащение и культуру работы. Но это уже совсем другая история…
Есть еще вариант, “промежуточного уровня сложности”: сделать блок-схемы и анализы рисков по цехам: мясной, рыбный, овощной, горячий, холодный – процессы в цехах вполне традиционные, а вот их сочетание и разное сырье дают разнообразие готовых продуктов. Такой подход много лет назад наблюдал на фабрике-кухне, которую сертифицировал по ISO 22000. Те же самые контрольные точки…
Аллергены – неоднозначный пример для постадийного анализа рисков, т.к. в HoReCa их проще заявить как следы, чем анализировать и бороться. Кроме того, ТР ТС 022 не наш фокусный документ.

Марина ЯкушеваМарина Якушева Админ. ответил 4 года назад

Алексей, спасибо, очень интересный подход! Наверное, он действительно лучше подходит для общепита.
Только не очень поняла про аллергены. А если ресторан не хочет заявлять наличие следов аллергенов во множестве блюд? Ведь таким образом он “отрежет” разом тех клиентов, у которых аллергия на тот или иной ингредиент. Одно дело как проще, а другое- забота о клиенте, ведь невзирая на законодательство, аллерген- серьезная, проблема для того, у кого она есть и она может стоить жизни.

Еще стоит вспомнить о тренде 2020-21годов, когда из-за отсутсивия клиентов многие предприятия общепита начали поставлять свои блюда в торговые сети, а это уже другие риски, требования и объемы.

Александра ЛопатинаАлександра Лопатина Админ. ответил 4 года назад

Алексей, спасибо за информацию! Очень интересно!

0 +1 -1
Юлия ответил 4 года назад

Спасибо большое, за ваши комментарии. Алексей, мне проще будет пойти по пути предложенному вами. Постараться это освоить, хотя бы на начальном пути. Общепит разительно отличается от классической пищевой промышленности )))

0 +1 -1
Юлия ответил 4 года назад

Заявить следы аллергенов можно в меню? Там представлен состав. Как вы считаете?
И учесть в табличке Анализа рисков

Мария ФлоринскаяМария Флоринская Админ. ответил 4 года назад

Добрый день.
Указать про аллергены лучше не в меню (это неудобно).
Информацию, которую необходимо предоставить потребителю: аллергены, пищевые добавки, БЖУ, ккал, выход блюда (если в меню нет)
обязательно!
Для этого в уголке потребителя единым списком ее разместить – информационный лист.
В случае изменения в меню, один лист перепечатать легко, чем переделывать меню (все экземпляры).

Алексей ФедоровАлексей Федоров Админ. ответил 4 года назад

Я позже напишу. Есть вполне адекватный, популярный и законный способ

0 +1 -1
Марина ЯкушеваМарина Якушева Админ. ответил 4 года назад

Юлия, мне кажется, да, в меню и анализе рисков будет достатнчно. 

1 +1 -1
Алексей ФедоровАлексей Федоров Админ. ответил 4 года назад

По аллергенам в общепите есть ряд известных фактов или данностей, из которых всё и следует:

  • ТР ТС 022 говорит о необходимости писать про возможные следы аллергенов, не входящих в рецептуру продукта;
  • ТР ТС 022 не требует бороться с побочными аллергенами в продукте, только информировать;
  • ТР ТС 022 не относится к общепиту, а к классической пищевке;
  • Бороться с побочными аллергенами, а не просто предупреждать, требует BRC, FSSC 22000 (ISO/TS 22002-1) – но это тоже не общепит, а классическая пищевка.

Также надо учесть, что:

  • В общепите на кухне есть весь (или почти весь) стандартный список аллергенов;
  • Процесс на кухне не позволит предпринять меры, по результативности соизмеримые с требованиями BRC и FSSC 22000 для промышленности, т.е. мы получаем неуправляемый кросс-контакт и ни только его;
  • Общепит должен предоставлять потребителям информацию о составе своих продуктов, т.е. заложенные аллергены вполне ожидаемы к указанию в составе;
  • Перечислять в общепите аллергены на каждой стадии анализа рисков не имеет смысла (там везде примерно одна вероятность), можно описать общий вывод.

Что имеет место в реальной практике?

  • Подробный состав блюд предоставляется по запросу;
  • Для каждого блюда есть отдельно раскладка по точно содержащимся там аллергенам (варианты оформления самые разные), как приложение к меню, или памятка для официантов и другие способы;
  • В меню указано, что “на нашей кухне используется: молоко, глютен, арахис, горчица…….” Но это за пределами требований закона в РФ.

Можете заехать в МакАвто, купить что-то и попросить информацию о продуктах. Также можете зайти в сам Макдоналдс, и попросить информацию по аллергенам, и ни только её.
При создании ТТК, аллергенный профиль блюд может подтягиваться автоматически, если задать аллергенный профиль ингредиентов.
Если у вас фабрика-кухня, и вы допустим продаете ваши салатики в магазинах, то увы: декларирование продукции, подробная этикетка, и большой список следов аллергенов. Хотя можно попробовать рискнуть внедрить полно всяких мер и лабораторных тестов на хорошую сумму денег, возможно что и не поможет.

Большинство наших потребителей, особенно в отдалении от Москвы, не интересуется темой следовых аллергенов. Не будет обращать внимание на ваши предупреждения и есть меньше ваших продуктов.

0 +1 -1
Юлия ответил 4 года назад

Вопрос декларирования. Я правильно понимаю, что по ТР ТС 021 Блюда которые потребляются непосредственно в кафе – подтверждения соответствия не требуют. А если осуществляется доставка (еда на вынос) то продукция должна быть с декларацией.
Даже если это кофе на вынос.
Я честно говоря, сомневаюсь что предприятия общепита это делают – декларируют свою продукция. Срок годности продукции общепита ограничен в часах, когда клиент съест этот гамбургер условно неизвестно. Декларация на год, что именно подтверждает? Или их нужно получать чуть не каждый месяц (условно на партия).
В голове полная неразбериха по этому вопросу

Мария ФлоринскаяМария Флоринская Админ. ответил 4 года назад

Добрый день, Юлия.
По новому СанПиНу 2.3/2.4.3590 – 20 с 01.01.2021 года декларация на продукцию предприятия, которое оказывает услугу общественного питания НЕ НУЖНА. А именно, в ресторанах, кафе, с доставкой, оказание кейтеринговых услуг, торговля на вынос.

Декларировать продукцию и напитки, которые вы производите, но продаете посреднику между вами и конечным потребителем.

Алексей все верно написал)

0 +1 -1
Александра ЛопатинаАлександра Лопатина Админ. ответил 4 года назад

Юлия, по поводу декларирования, посмотрите нашу статью
Новый СанПиН для общепита 2.3/2.4.3590-20. Разбираем общие требования – раздел II.