Table of Contents
Как и зачем обеспечивать прослеживаемость пищевых продуктов по всей цепочке поставок?
Прослеживаемость пищевых продуктов – один из важных процессов, рассматриваемых в рамках обязательных программ, которые должны быть реализованы при производстве пищевых продуктов.
Требование к прослеживаемости определяется не только стандартами по безопасности пищевых продуктов, но также требованиями законодательства.
- чтобы быстро изолировать небезопасный продукт и предотвратить отравление потребителей;
- чтобы минимизировать сбои поставок или продаж путем снятия с реализации конкретной партии;
- для поддержания уровня доверия потребителей путем раскрытия информации об изъятии небезопасной или некачественной продукции.
Зачем нужна прослеживаемость:
По сути, прослеживаемость пищевых продуктов – это способность производителя отследить и показать:
- Количество произведенных продуктов и мест, куда эти продукты были доставлены (очень важно из-за потенциальной возможности изъятия / отзыва продуктов)
- Сырье, входящее в состав продукта, его количество, этикетки (партия, срок годности), происхождение сырья (поставщики / производители)
- Записи, подтверждающие соблюдение всех контролей в день производства продукта.
Стандарты безопасности пищевых продуктов устанавливают требования, что система прослеживаемости должна быть внедрена, отслеживаться и анализироваться, но не указывают, как именно это должно быть реализовано. Реализация будет зависеть от типа производства, типа продукта, общих характеристик системы и процессов на предприятии.
Как обеспечить прослеживаемость
В любом случае, система прослеживаемости должна включать записи, охватывающие:
- Идентификацию изготовителя и упаковщика, если он отличается
- Код/лот/партию продукта
- Номер производственной линии
- Дату и время изготовления и упаковывания
- Объем или количество произведенной или поставленной продукции
Стандарты GFSI устанавливают свои требования более конкретно, заявляя, например, что система прослеживаемости должна включать прослеживаемость сырья и упаковки от поставщиков, прослеживаемость продукции до конечного потребителя, прослеживаемость документации и записей о продукции, прослеживаемость полуфабрикатов.
Это значит, что в ходе производственного процесса должна выполняться соответствующая маркировка неупакованного сырья, отдельных полуфабрикатов (например, отмеренной смеси специй) и обработанной продукции (например, бракованной или подготовленной на возврат продукции) и т. д.
Стандарты также требуют, чтобы установленная система прослеживаемости тестировалась на основе моделирования ситуации как часть тренировочного отзыва или изъятия продукции.
Обычно требуется, чтобы такое тестирование проводилось не реже одного раза в год.
Вот некоторые технологии идентификации продукта, которые помогут в прсироении системы прослеживаемости.
GS1
GS1 – это международная некоммерческая ассоциация, которая разрабатывает и внедряет глобальные стандарты для улучшения видимости продукции в цепочке поставок. Она обеспечивает стандарты электронной коммерции, прослеживаемости и штрих-кодирования, позволяя своим членам эффективно управлять операциями как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Сертифицированные штрих-коды не только улучшают отслеживаемость пищевых продуктов, но и обеспечивают соответствие отраслевым, всемирно признанным штрих-кодам, необходимым для многих крупных розничных продавцов.
Электронный код продукта (EPC)
Теги EPC отличаются от штрих-кодов тем, что они более специфичны. Они обозначают отдельные продукты с уникальным серийным номером, тогда как штрих-коды идентифицируют только группы продуктов. Таким образом, вместо штрих-кода, общего для всех банок определенного артикула, каждая банка имеет уникальный серийный номер. Информация из тегов EPC может быть связана с защищенными базами данных и доступна удаленно из любого места, где есть подключение к Интернету, обеспечивая легкий и удобный доступ к информации о продукте.
Устройство радиочастотной идентификации (RFID)
RFID-метки можно сканировать с помощью считывающего устройства, которое затем может передавать и сообщать информацию в удаленную базу данных, доступную через интернет: местоположение, состояние и статус продукта предоставляются в режиме реального времени. RFID-метки используются во многих секторах как высокоэффективный и точный способ отслеживания пищевых продуктов от их происхождения и по всей цепочке поставок.
Делитесь вашим мнением и общайтесь с коллегами в комментариях. Следить за выходом новых статей и общаться с коллегами можно в нашем ЧАТЕ. Напоминаем, что вы можете предложить тему для публикации в разделе “Хочу статью” и обменяться опытом в разделе “Вопрос специалисту“. Если вы хотите поделиться вашим опытом, у вас есть полезный материал для публикации – напишите нам 3q@3quality.ru
Любите социальные сети? Присоединяйтесь к команде единомышленников. Мы в Facebook, Vk, Instagram