Многие предприятия торговли уже столкнулись с проверками на соблюдение требований по коронавирусу. Не для всех такие рейды проходят без последствий. Магазинам выписывают предупреждение, предписание с дополнительными мерами, не обходится и без штрафов. Предлагаем вам практические советы по подготовке магазина к проверке по коронавирусу со стороны государственных служб.
1 июня 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20 для предприятий торговли, направленные на профилактику распространения коронавирусной инфекции. Соблюдение требований МР 3.1/2.3.5.0191-20 будет заложено в основу проверки торговой точки.
Рекомендации, описанные в документе разделены на три категории:
- профилактика занесения коронавируса в магазин (блокировка источника инфекции);
- профилактика передачи инфекции внутри магазина (разрыв механизма передачи вируса);
- меры пищевой безопасности для защиты продуктов питания в магазине.
Рассмотрим первый блок требований, направленный на профилактику занесения вируса в магазин. Обязательно уделите этому внимания при подготовке магазина к проверке по коронавирусу.
- Если магазин был закрыт на карантин или не работал по другим причинам, перед открытием проведите генеральную уборку. Частоту проведения генеральных уборок можно увеличить до двух раз в месяц. Сделайте соответствующую запись в журнале проведения генеральных уборок, или ином документе (чек-лист, санитарный журнал).
- Разделите сотрудников для снижения контакта внутри коллектива. Разделить сотрудников можно по отделам, по зонам, по процессам, по сменам, по времени. Вариантов масса, главное учесть операционные процессы и не нарушить привычный режим работы торговой точки. Подтверждением будет служить внутренний документ организации, в котором вы опишете распределение сотрудников. Это может быть временное руководство, инструкция, приказ или график работы с комментариями.
- Перед началом работы все сотрудники проходят «входной фильтр». Процесс направлен не допустить на рабочее место заболевших сотрудников или сотрудников, потенциально зараженных (если они были в контакте с заболевшим). На входном фильтре проводится измерение температуры тела, что должно быть зафиксировано в журнале «входного фильтра».
На входе уточняется отсутствие признаков инфекционного заболевания:
1) у самого сотрудника
2) у лиц, совместно проживающих с сотрудником,
3) иные контакты, о которых может знать сотрудник.
Данные графы можно внести в журнал «входного фильтра», где сотрудник ставит свою подпись.
Не забывайте, что измерение температуры и опрос о самочувствии сотрудника (отсутствие признаков заболевания) необходимо проводить два раза в день. Запись можно делать в журнале «входного фильтра» (отметку в графах 2 и 3 ставить не нужно), или сделать отдельный журнал (или чек-лист) в сокращенном варианте.
Есть вопросы по организации «входного фильтра»? Читайте в нашей статье.
- На служебном входе магазина необходимо наличие антисептика для обработки рук. Антисептик может быть в торговой упаковке или наливной. Если вы используете наливной антисептик, бутылка должна быть обозначена:
1) Наименование средства
2) Используемая концентрация %
3) Дата наполнения
При проверке магазина по коронавирусу вы показываете документы на антисептик (инструкцию по применению, разрешительные документы, документы на закупку).
- Подготовьте внутренний документ о запрете посещения магазина лицам, не связанным с деятельностью торговой точки. Данное правило не распространяется на подрядные организации, обслуживающие ваш магазин (ремонт оборудования, дезинсекция и дератизация и т.п.). Проговорите это требование с сотрудниками. Копию документа разместите на служебном входе, оригинал предъявите при проверке магазина.
Рассмотрим второй блок задач по подготовке магазина к проверке по коронавирусу. Разберем требования, направленные на разрыв механизма передачи инфекции внутри коллектива магазина.
- Организация процесса обработки рук в столовой, санитарной комнате и других местах общего пользования. Раковина для мытья рук должна быть оборудована:
- Мыло, лучше жидкое
- Одноразовые бумажные полотенца или сушилка
- Антисептик для обработки кожных покровов
- Инструкция «Моем руки правильно», лучше в картинках
- Крем для рук* (не обязательное требование)
Систематическое использование антисептиков приводит к сухости кожных покровов, появлению микротрещин и в последствии может служить входными воротами для бактериальной инфекции (воспаление, нагноение).
- Подготовьте инструкцию о правилах личной гигиены. В идеале инструкция должна помещаться на формат одного листа А4, содержать меньше текста и больше картинок. Копии документа разместите на информационной доске для сотрудников, в зоне служебного входа для подрядчиков. Проговорите правила с сотрудниками, чтобы они могли показать знание при беседе с проверяющим. После ознакомления с инструкцией соберите подписи сотрудников и продемонстрируйте при проверке.
- Подготовьте краткие инструкции по использованию перчаток и масок. Ознакомьте с ними сотрудников. Инструкции не должны быть большими. Кратко по пунктам изложите основные моменты. Оформите листы ознакомления. Разместите инструкции на доске информации для персонала. Контролируйте использование СИЗ сотрудниками в течение дня. Журнал выдачи масок и перчаток можно скачать тут.
- Так же нам потребуется Инструкция об усиленном дезинфекционном режиме «опасных зон или контактных поверхностей», где будут описаны:
- Точки дезинфекции
- Способ дезинфекции
- Средства дезинфекции
- Кратность (или временной интервал) дезинфекции
- Кто проводит дезинфекцию
Подтверждением выполнения дезинфекции магазина будет являться журнал проведения уборок или чек-лист уборки. Помните, записи должны соответствовать заявленной кратности уборки.
- Подготовьте список используемых дезинфицирующих средств. Вложите к каждому разрешительный документ (декларация, сертификат, СГР) и инструкцию по применению.
- Держите пятидневный запас средств индивидуальной защиты (маски / печатки). Определите место хранения, убедитесь в сохранности запаса и не забывайте о своевременном пополнении. Продемонстрируйте документы на закупку СИЗ (если возможно).
- Организуйте визуализацию социальной дистанции (не менее 1,5 метра) для покупателей в зонах «накопления»: перед кассой, в зоне фасовки и навеса продукции. Проводите своевременное обновление разграничительных линий и разметки.
Третий блок мероприятий, который мы разберем по подготовке магазина к проверке по коронавирусу будет касаться требований пищевой безопасности.
В большей степени данный раздел интересен магазинам, в которых осуществляется изготовление полуфабрикатов, выпечка хлеба и хлебобулочных изделий, производство готовой кулинарии.
- Обратите внимание на соблюдение требований к обработке кухонного и столового инвентаря, правила мойки посуды. При использовании специализированных посудомоечных машин, выбирайте режимы мойки на максимальных температурах. Зафиксируйте режимы мойки в инструкции и разместите вблизи оборудования.
- Исключите реализацию неупакованной продукции, которая предполагается непосредственно к употреблению, и не предусматривает предварительной обработки (мойка, термообработка). К примеру: хлебобулочные изделия, готовая кулинария.
Мы в социальных сетях Вконтакте, FB и Инстаграм, присоединяйтесь!
Рекомендуем статью Как определить круг контактных лиц, если у работника COVID-19?
Вы где все это вычитали? Процитируйте, с указанием наименования,номера и даты документа.
Елена, добрый день!
Статья подготовлена на основании требований МР 3.1/2.3.5.0191-20 для предприятий торговли, направленные на профилактику распространения коронавирусной инфекции, а так же на основании опыта проведенных проверок в 2020-2021 году.
Информация, предназначена в помощь и понимание сути требований, изложенных в метод рекомендациях.