Аудит поставщика. Причем каждая уважающая себя крупная сеть ритейла, ресторанов питания или же перерабатывающих предприятий, считает своим долгом создать свой «маленький чек-листик аудита»…
Сегодня появляется все больше и больше компаний, которые к своим «бедным и измученным» поставщикам начинают предъявлять структурированные требования в части выстраивания и поддержания систем обеспечения выпуска качественной и безопасной продукции. Это логично и справедливо, никакой завод или продавец не хочет нести риски и убытки за счет поставщиков, не умеющих или не желающих создать все необходимые условия на своем производстве.
Другая же сторона всей этой истории заключается во все расширяющемся перечне всевозможных чек-листов аудитов для поставщиков от разных фирм. Их буквально десятки. Причем каждая уважающая себя крупная сеть ритейла, ресторанов питания или же перерабатывающих предприятий, входящих в крупные международные холдинги, считает своим долгом создать свой «маленький чек-листик аудита», который в зависимости от фантазии и развитости компании может содержать от десятка до сотен пунктов и требований.
«Давным-давно», в 2000 году европейские потребители продуктов питания, как конечные, так и в лице компаний–производителей столкнулись с похожей проблемой. Каждая компания придумывала себе стандарты СМК, причем судить о их эффективности и об областях, которые они затрагивают, могли лишь те, кто имел возможность по ним работать и знать их требования. И вот после нескольких кризисов с пищевой безопасностью (крупные отзывы продукции из сетей ритейла) была сформирована Глобальная Инициатива Пищевой Безопасности, или Global Food Safety Initiative, да это тот самый GFSI, думаю слышали.
Цель у инициативы логичная и светлая – сформулировать и поддерживать единые требования, которые максимально удовлетворяли бы потребности в обеспечении процессов выпуска безопасной пищевой продукции. Появился даже такой термин «стандарт, признаваемый GFSI», список таких стандартов есть на официальном сайте GFSI, такой стандарт имеет репутацию «правильного» и по умолчанию в нем есть все общепризнанные требования СМК для безопасности готовой продукции.
Звучит отлично: берем производство, берем один из стандартов СМБПП, который признается GFSI, ну, например, BRC или FSSC 22000 (кстати, просто ISO 22000 не одобрен GFSI…. ), разбираемся в нем, внедряем, и обеспечиваем выполнение требований стандарта, сертифицируемся.
А дальше смело-гордо, высоко поднимаем цветную бумажку, демонстрируем сертификат своим будущим клиентам и ожидаем от них бесконечного одобрения и заказов.
Все бы было так просто, если бы не было так сложно. По роду профессиональной деятельности в сфере консультирования и аудирования производств и большого опыта работы в этой области могу сказать, что сертификация по стандартам, которые одобрены GFSI, никак не отменила всех этих «личных» стандартов аудитов от разных компаний. Назовем их «аудит поставщика».
Есть стандарт FSSC 22000? Отлично, очень хорошо, но будьте готовы все равно с определенной периодичностью ждать гостей от клиента, которые будут внимательно изучать вас и сверять со своими требованиями. И ладно бы это были визиты от аудиторов на штате компании-клиента, ну от отдела качества, например, так зачастую выдвигается требования о внешних аудиторах, которых уже должна оплачивать компания-поставщик.
Нет, согласен, есть доля компаний, которые в качестве замены своего «аудита поставщика» принимает сертификаты по признанным GFSI стандартам, но по опыту взаимодействия с разными предприятиями я могу сказать, что их подавляющее меньшинство, либо их требования к поставщикам из разряда «ну хоть какой-нибудь бы сертификат лишь был», ну хоть ISO 9001 (как одобрение поставщика пищевого сырья, ага).
Справедливо тут же надо сказать, что качели профессионализма и полноты системных вопросов по СМК «аудит поставщика» могут раскачиваться, как в одну сторону от требований GFSI, в более объемные, требовательные, так и в другую – в упрощенные.
Самое забавное, что даже в случае более сжатых, поверхностных требований, клиент все равно требует этого своего аудита, несмотря на имеющуюся уже у площадки сертификацию, например, по BRC, который смотрит на чек-лист подобного «аудита для поставщика» как слон на моську.
Есть прекрасно собранные, емкие, стандарты «аудита поставщика» с довольно конкретными требованиями к системе менеджмента компании и обеспечении безопасности выпуска готовой продукции. Тем, кто их создавал, можно похлопать и многому научится, против тех стандартов, где налита общая вода, и аудитору, в зависимости от его вменяемости и настроения после завтрака, дан «карт бланш» на домысливание требований. Не соглашайтесь, не написано требование в стандарте – спорьте. Культурно, обосновано, с доводами в защиту своей позиции. Поверьте, на аудитора это работает.
Я не собираюсь осуждать описанную выше практику «аудитов поставщика» в довесок с сертификации, она в корне своем должна приносить только пользу в рамках системы обеспечения безопасности выпускаемой продукции. Компании ищущие поставщиков, также имеют полное моральное право осуществлять свои аудиторские проверки предприятий тех, кто им повезет товар. Это их риски, которые следует предсказывать и снижать до приемлемого уровня.
Удивляет другое, а именно то, что еще одна добрая общепринятая мировая практика, мягко говоря, не работает в наших российских реалиях. Признают – да, доверяют – не похоже.
P.S. И да, любое Производство Вам с удовольствием расскажет, что «нет ничего лучше» дополнительного аудита, стучащегося к вам по утру на предприятие.
P.S.S. Заходите к нам на сайт и вступайте в группу ВК. Любые вопросы и решения в рамках внедрения, поддержания и аудита систем менеджмента качества и безопасности выпускаемой продукции.
Держитесь риск-ориентированного мышления!
Успехов! QS Consulting
Почему и как крупные бренды проводят аудит своих поставщиков.
Следить за выходом новых статей и общаться с коллегами можно в нашем ЧАТЕ. Понравилась статья – поделитесь ей в социальных сетях. Делитесь вашим мнением и общайтесь в комментариях. Любите социальные сети? Присоединяйтесь к команде единомышленников. FB Vk Insta
Напоминаем, что вы можете предложить тему для публикации в разделе “Хочу статью” и обменяться опытом в разделе “Вопрос специалисту“.
Если вы хотите поделиться вашим опытом, у вас есть полезный материал для публикации – напишите нам 3q@3quality.ru